Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам

Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам

Сотрудники лаборатории:

Климентьев Дмитрий Дмитриевич, к.п.н. – заведующий лабораторией, методист (английский язык)

teor-yaz_dklimentyev

Малыхин Александр Евгеньевич, к.п.н. – методист (немецкий язык)

nem-phil_malihin

Демидова Елена Александровна — заведующая кабинетом

 

Зверев Петр – программист

Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам, руководит которой кандидат педагогических наук, доцент Дмитрий Дмитриевич Климентьев, существует в Курском государственном университете с 2001 г. Миссия лаборатории – поиск и массовое внедрение качественных информационных технологий обучения, а также подготовка высококвалифицированных педагогических кадров.

Нами накоплен большой опыт работы как в использовании передовых технологий, предлагаемых сегодня на образовательном рынке, так и в области разработки собственных компьютерных курсов. Исследования проблем применения компьютера в процессе преподавания иностранных языков начались в КГУ (тогда еще Курском государственном педагогическом институте) еще в 1989 г. с разработки компьютерного приложения (для КУВТ «Ямаха») к учебнику немецкого языка для 5 класса средней школы И.Л. Бим. Первые шаги были сделаны под руководством замечательного педагога-новатора Т.В. Лотаревой.

Серьезным этапом профессионального роста стал в 1997-99 гг. международный научный проект совместно с Рур­ским университетом (г. Бохум, Германия) и университетом им. Ф. Рабле (г. Тур, Франция) по разработке компьютерного курса обучения чтению деловых контрактов на английском, немецком и французском языках. Впервые методистам-энтузиастам пришлось сталкиваться с проблемами профессиональной разработки обучающего ПО – помимо оригинальных идей высокие требования предъявлялись к программированию, дизайну, качеству записи и обработке звука. Не все получилось, как хотелось. Курсы немецкого и французского языков так и не вышли в окончательной версии. Однако курс английского языка “English Business Contracts” вошел в десятку лучших российских обучающих программ 2000 г. (согласно рейтингу журнала «Мир ПК») и был награжден Дипломом Второй международной выставки современных технологий обучения иностранным языкам «Мир без границ» (Москва, ВВЦ, 18-21 октября 2000 г.).

С целью сохранения авторского коллектива и распространения накопленного опыта в 2001 г. в университете создана лаборатории мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам. Несмотря на то, что в лаборатории на постоянной основе работают только заведующий, методист и программист, за счет привлечения грантов и энтузиазма привлекается к сотрудничеству гораздо более широкий творческий коллектив, занимающийся теоретической разработкой перспективных направлений, обучением преподавателей и студентов вуза, повышением квалификации учителей школ, созданием собственных программных продуктов и распространением результатов посредством публикаций и участия в научно-практических конференциях.

В 2001-2002 гг. коллективом Лаборатории совместно с Институтом Европейских Культур (г. Москва) и Институтом Русской и Советской Культуры им. Лотмана (г. Бохум, Германия) разработан курс по чтению немецкой экономической публицистики “Lesekurs-Perspective”, получивший высокую оценку на 11-м Европейском Конгрессе-Ярмарке образовательных и информационных технологий LEARNTEC-2003.

В 2002-2003 гг. в рамках гранта «Института Открытое Общество (Фонд Содействия)» создана интерактивная система подготовки старше­кла­сников к централизованному тестирова­ни по английскому, немецкому и французскому языкам «Тест на отлично!». Компакт-диски и методические брошюры переданы безвозмездно 200 учителям иностранных языков средних школ города и области (для которых также были организованы семинары-тренинги), а также в Интернет-центры 30 классических университетов России.

Руководители проекта «Listen + Read + Learn»: Д.Д. Климентьев, зав. лабораторией мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам КГУ, Бриджит Герстен, атташе Посольства США в РФ по вопросам преподавания английского языка, Т.Ю. Сазонова, зав. кафедрой теории языка КГУ

В 2005-2006 гг. издан компакт-диск с серией интерактивных обучающих презентаций “LISTEN+READ+LEARN” на основе образовательных передач радиостанции «Голос Америки», программы «Специальный английский язык». Авторами и разработчиками являются школьники и студенты, участвующие в совместном творческом проекте языковой гимназии № 44 города Курска и Курского государственного университета. Спонсор проекта – посольство США в России. Предлагаемые интерактивные уроки рассчитаны на использование в средней школе, превращая самостоятельную работу в увлекательное занятие и предлагая интересный проблемный материал для обсуждения на занятиях.

С 2004 г. сотрудники Лаборатории активно участвуют в международном научном проекте КГУ совместно с Институтом Европейских культур (г. Москва, Россия), Таврическим Национальным университетом (г. Симферополь, Украина), Рур­ским университетом (г. Бохум, Германия). В рамках проекта ведется разработка дистанционных компьютерных курсов по русскому языку как иностранному для немецкоязычных студентов магистратуры по специальности «культурология»: Заказчик: Институт русской и советской культуры им. Лотмана, Рурский университет, г. Бохум, Германия. Проект в стадии разработки.

Помимо непосредственно программного обеспечения постоянно разрабатываются иные учебно-методические материалы, предполагающие эффективное использование информационных технологий в овладении иностранными языками и профессиональной подготовке педагогов. Опубликован практический курс устного перевода с английского языка на русский (для работы в компьютерном классе), включающий в себя книгу для учителя, раздаточные материалы и компакт-диск с аудио- и видеофрагментами.

В 2-х компьютерных классах факультета иностранных языков (30 компьютеров, подключенных к сети Интернет) организована регулярная аудиторная и самостоятельная работа. Активно используются электронные словари и энциклопедии, обучающие программы (в том числе и собственные разработки) для развития навыков аудирования, лексико-грамматические тренажеры. К наиболее значимым результатам относится успешное внедрение комплексного курса английского языка Reward Inter@Native (на базе которого несколько лет ведется экспериментальное обучение английскому как второй иностранному языку) и компьютерных систем языкового тестирования и подготовки к тестам (таким как TOEFL, Cambridge Certificate, ЕГЭ).

Сотрудники лаборатории организуют семинары и консультации для преподавательского состава. В результате, постоянно пополняемые ресурсы компьютерного класса все больше задействуются в подготовке и проведении занятий по практике языка и лингвострановедческого цикла. Ряд преподавателей регулярно используют мультимедийный проектор в проведении лекций и семинаров.

В рамках новых образовательных стандартов сотрудники лаборатории разрабатывают и проводят специализированные учебные курсы («Информационные технологии в преподавании иностранных языков», «Автоматизированное место переводчика»). В настоящее время осуществляются попытки внедрения в учебный процесс вуза элементов дистанционного образования. В частности, разрабатывается проект организации дистанционной студенческой консультативной помощи школьникам по иностранным языкам.

Развивается исследовательской активность студентов и аспирантов факультета за счет использования ресурсов сети Интернет. В последние годы успешно защищен ряд дипломных и диссертационных работ по компьютерным технологиям.

В связи с открытием на факультете иностранных языков с 2005/6 уч. г. новой специальности «Иностранные языки и компьютерная лингводидактика» значительно расширяется сфера деятельности лаборатории: необходимо разрабатывать специализированные курсы и программы, отвечающие постоянно повышающимся требованиям к подготовке профессиональных педагогических кадров, совершенствовать методику эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Мы также заинтересованы в организации экспериментального обучения и апробации новых профессионально-ориентированных курсов.

Учитывая современную тенденцию увеличения роли самостоятельной работы по всем предметам, необходимо отбирать доступные и создавать собственные качественные учебные материалы нового поколения, а также создавать реальные условия использования имеющейся коллекции ресурсов большим количеством студентов и преподавателей.

Так как к подготовке студентов КГУ в области использования цифровых образовательных ресурсов привлекается все большее количество молодых специалистов, сотрудники лаборатории разрабатывают и готовят к печати соответствующие учебно-методические материалы, аккумулирующие наработанный положительный опыт, которые в дальнейшем планируется предлагать учителям средних школ.

Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам КГУ приглашает всех заинтересованных преподавателей, аспирантов и студентов к сотрудничеству. Мы рады поделиться опытом и помочь найти интересные решения в практике внедрения компьютерных технологий на всех факультетах университета.