Ин.яз. сегодня

title

Факультет иностранных языков Курского государственного университета (образован в 1945 году) – это современная школа подготовки высококвалифицированных лингвистов, переводчиков и преподавателей.

Направления подготовки выпускников.
Дневная форма обучения (преподаются 3 иностранных языка: английский, немецкий и французский; с 2012 года ведется преподавание китайского языка).

45.03.02 Лингвистика:
Теория и методика иноязычного образования (английский и немецкий языки) (4 года)
Теория и методика иноязычного образования (английский и французский языки) (4 года)
Теория и практика перевода (4 года)

Квалификация (степень): бакалавр лингвистики

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):
Иноязычное образование: английский и второй иностранный (немецкий) языки (5 лет)
Иноязычное образование: английский и второй иностранный (французский) языки (5 лет)
Иноязычное образование: немецкий и второй иностранный языки (5 лет)
Иноязычное образование: французский и второй иностранный языки (5 лет)

Квалификация(степень): бакалавр педагогического образования

44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа:
Теория и методика обучения иностранным языкам (английский язык) (2 года)
Теория и методика обучения иностранным языкам (немецкий язык) (2 года)
Теория и методика обучения иностранным языкам (французский язык) (2 года)

Степень (квалификация) выпускника: магистр педагогического образования

45.04.02 Лингвистика. Магистерская программа:
Теория, практика, методика преподавания перевода (2 года)

Степень (квалификация) выпускника: магистр лингвистики

Заочной формы обучения нет.

СТРУКТУРА ФАКУЛЬТЕТА

ДЕКАНАТ

КАФЕДРА ПЕРЕВОДА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Центр развития языкового образования КГУ

Учебно-научная лаборатория актуальных методических исследований

Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам

Сегодня на факультете обучаются свыше 500 студентов, трудятся около 60 преподавателей, большая часть из которых – доктора наук, профессора и кандидаты наук, доценты.

Учебный процесс ведут преподаватели 3 кафедр, среди которых:

1) кафедра перевода и межкультурной коммуникации (и.о. зав. кафедрой – Рыкова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент),

2) кафедра романо-германской филологии (зав. кафедрой – Гвоздева Анна Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор),

3) кафедра теории языка и методики преподавания иностранных языков (зав. кафедрой – Сотникова Светлана Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент).

Материальную базу факультета иностранных языков составляют 17 аудиторий, в том числе 3 лекционных аудитории и 2 компьютерных класса со специализированным программным обеспечением и доступом в сеть Интернет. Для учебного процесса и проведения научных исследований созданы лаборатория коммуникативного обучения иноязычной культуре, лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам, общефакультетская медиатека, ресурс-центры английского, французского и немецкого языков.

В целях совершенствования учебного процесса по дисциплинам кафедр преподаватели стремятся к использованию наиболее эффективных приемов и методов обучения иностранным языкам. Занятия по практике языка на 1 курсе строятся по принципам коммуникативной дидактики с использованием элементов интенсивной методики обучения иностранным языкам. Занятия на 2-5 курсах базируются также на коммуникативной дидактике интеркультурного обучения. Формы организации учебного процесса по иностранным языкам по курсам включают, наряду с традиционными учебными занятиями такие, как фонетические конкурсы и творческие отчеты (инсценировки) на младших курсах, деловые и ролевые игры на 3 курсе, дискуссии и конференции по отдельным проблемам на 4-5 курсах. Преподаватели кафедр стремятся к сохранению преемственности в методическом построении занятий с 1-го курса по 5-й  и последовательному применению положительного опыта коммуникативной дидактики в учебном процессе. Выполнению этой задачи служат взаимопосещения занятий преподавателей и обсуждения открытых занятий на кафедрах.

Проблемой, которая постоянно находится в поле зрения кафедр и факультета, является организация самостоятельной работы студентов. Утвержденные программы отражают обновление фондов материалов для самостоятельной работы (новые учебные пособия, аудиокурсы, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения, Интернет). Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка предполагает включение таких видов работы, которые развивают навыки по аудированию, чтению, письму, говорению. Самостоятельная работа по теоретическим дисциплинам ставит своей целью не только развитие навыков реферирования и обсуждения учебной и научной литературы, но и совершенствование практических умений и навыков иноязычного общения, т.е. в прикладном плане предполагает связь теоретических дисциплин с практическим курсом иностранного языка и иноязычной культуры.

На факультете сложились или формируются следующие научные направления:

— направление коммуникативной методики занимается проблемами обучения произношению. Руководитель научного направления – Павлова С.В. – автор концепции формирования произносительных основ иноязычной речевой деятельности в отечественной методике;

— направление исследования «Жанрово-стилистическая организация языкового текста (переводческий аспект)», возглавляемое действительным членом РАЕН,   профессором Провоторовым В.И.;

— направление по разработке и исследованию мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков, возглавляемое доцентом Климентьевым Д.Д.

(подробнее – см. в разделе «Научные исследования и публикации»)

За годы своей деятельности факультет иностранных языков подготовил свыше трех тысяч учителей английского, немецкого и французского языков. Среди выпускников факультета – Заслуженные учителя школ РФ (Людмила Ивановна Осипова, Юрий Иванович Верисокин, Светлана Михайловна Карбовская-Долженкова и др.), доктора и кандидаты наук, профессора, доценты (Вячеслав Викторович Гвоздев, Татьяна Юрьевна Сазонова, Татьяна Владимировна Цырлина, Наталья Александровна Тарасюк, Татьяна Георгиевна Дремова, Алла Анатольевна Поветкина, Светлана Васильевна Павлова, Николай Алексеевич Смахтин, Татьяна Павловна Баграева, Светлана Вениаминовна Лебедева, Ирина Сергеевна Бороздина, Светлана Сергеевна Воронцова, Светлана Александровна Пашнева и др.), преподаватели вузов, руководители различных организаций и учреждений и не только в системе образования. Нынешний ректор КГУ – выпускник факультета; среди выпускников – высокопоставленные сотрудники посольств Российской Федерации и консульств в Австралии, США, Франции, Болгарии и других странах.

Востребованность сегодняшних выпускников факультета иностранных языков достаточно высока. Ежегодно поступает заказ от Комитета образования и науки Курской области. Частично заказ удовлетворяется. Кроме системы образования, выпускники факультета работают в учреждениях и организациях, где требуется знание иностранных языков. Большая часть выпускников востребована в регионе, многие выпускники работают в Москве, других городах России и за рубежом.

Отзывы работодателей свидетельствуют о том, что качество подготовки специалистов на факультете иностранных языков отвечает современным требованиям.

Иняз (традиционное написание названия факультета с момента его возникновения) всегда отличался не только высоким уровнем подготовки, но и особой атмосферой студенческой жизни. Студенты факультета под руководством кураторов готовят и проводят недели иностранных языков, научные конференции, выступают перед студентами и учащимися школ города Курска и области.

Традиционным стал выпуск сборника материалов ежегодной межвузовской студенческой научной конференции «Актуальные проблемы современного иноязычного образования».