Научная деятельность молодых ученых факультета иностранных языков охватывает широкий спектр научных исследований, посвященных решению ряда современных проблем иноязычного образования и переводоведения.
На кафедре теории языка и методики преподавания иностранных языков под руководством д.п.н., профессора Н.А. Тарасюк ведется разработка вопросов, посвященных функционально-коммуникативному моделированию профессиональной деятельности учителя иностранного языка (аспирант Агеева А.А.), стилистическому аспекту иноязычного общения (аспирант Черникова Е.Л.), воспитательному аспекту иноязычного образования (аспирант Грибулина Н.А.), теоретическим аспектам реализации предметно-языкового образования на основе интеграции дисциплин (аспирант Суслова Э.А.), формированию коммуникативной компетенции будущих переводчиков (аспирант Чеботарева Е.А.), разработке индивидуальной образовательной траектории студентов магистратуры по направлению Педагогическое образование (соискатель Пранович С.И.).
Результаты исследований нашли отражение в таких научных статьях, как:
- Агеева А.А., Тарасюк Н.А. Реализация функционально-коммуникативного моделирования профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях повышения квалификации Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58);
- Черникова Е.Л. Модель обучения стилистическому аспекту иноязычного общения на уровне среднего общего образования Вестник Тамбовского Университета, серия: гуманитарные науки 2021 №193, с.81-89.;
- Тарасюк Н.А., Черникова Е.Л. Стилистические особенности оформления текстов медицинской направленности в современной английской периодике Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47497111 Теория языка и межкультурная коммуникация 2021 №4(43) с.197-204;
- Горбулина Н.А., Цыбина Ю.Ю. Реализация воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе
освоения регионального компонента обучающимися // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 No4, https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN421.pdf; - Горбулина Н.А. организация опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогической модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2022 No1(164). http://newizvestia.vspu.ru/index.php/izvestia/issue/view/22;
- Суслова Э.А., Тарасюк Н.А. Основные теоретические аспекты реализации предметно-языкового образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир» // Наука и школа. 2021. No 5. С. 186–194. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-186-194.;
- Чеботарева К.А. Результаты констатирующего эксперимента в процессе обучения иноязычному общению будущих переводчиков на основе применения паремиологических единиц», журнал «Актуальные проблемы современного иноязычного образования», № 14, 2021 г.
Молодые ученые также выступили с докладами на конференциях: «Modern Issues in Teaching Foreign Languages», 28 октября 2021 г., Курский государственный университет, Курск; XVI Международной научно-практической конференции «Антропологические науки в образовании» (18-19 апреля 2022 года), проводимой ВГТУ, ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО» ВУНЦ ВВС «ВВА ИМ. ПРОФ. Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА», II Международной научно-практической конференции «Современная национальная экономика: молодые ученые – новый взгляд» (21-22 апреля 2022 года), проводимой ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 6-ой Международная научная конференция студентов и молодых ученых, «Молодежь и системная модернизация страны» (20-21 мая 2021 г.) ЮЗГУ. Аспирантка Черникова Е.Л. стала призером 47-й Международного конкурса научно-исследовательских работ Всероссийское Общество Научно-Исследовательских Разработок «ОНР ПТСайнс», г. Москва, Россия с научной статьей «Методический потенциал публицистических текстов в процессе овладения стилистической составляющей иноязычного общения обучающимися старших классов».
В 2022 г. под руководством к.п.н., доцента Климентьевой В.В. и студенты магистратуры также разработали учебно-методическое пособие (аудио-курс) для слепых и слабовидящих учащихся «William and the White Cat» и учебно-методическое электронное пособие «Tell me…» https://cloud.mail.ru/public/GXu3/ND6Nja2GG
Под руководством к.п.н., доцента Климентьева Д.Д. разработан Тренажер по устному (последовательному и синхронному) переводу (Том-1) на материалах англоязычных передач (https://cloud.mail.ru/public/q6nY/3t2VXhnbC). Тренажер может использоваться на переводческом отделении и в рамках специализированных курсов других академических программ. В 2020-2021 гг. под руководством Климентьевой В.В. в рамках творческого проекта студенты факультета иностранных языков разрабатывают и записывают видеоуроки по школьным учебникам (https://cloud.mail.ru/public/ntjd/2ZoiMgW4B).
На кафедре романо-германской филологии КГУ под руководством д.п.н., профессора А.В. Гвоздевой ведется работа по разработке методики использования интерактивных и IT-технологий в профессиональном обучении иностранным языкам. В ходе исследования аспирантами (Асеевой А.Р. и Дроздовой А.А.) рассматриваются теоретические основы, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности с использованием интерактивных и IT-технологий. Кроме того, проводится анализ содержания интерактивных и активных технологий, а также указывается разница в их теоретических аспектах; доказывается, что применение интерактивных технологий при обучении студентов позволяет не только повысить мотивацию к обучению, но и помогает формировать и развивать их творческие способности. Результаты исследований нашли отражение в таких научных статьях как: «Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку», опубликованной в Международном научном журнале «Педагогика и психология: вопросы теории и практики», Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» — № 6 – 2021 (Асеева А.Р.) и «Целесообразность применения интерактивных технологий как средства формирования творческого мышления студентов», опубликованной в сборнике по результатам Международной конференции «Практические и теоретические подходы к решению проблем в области психологии и педагогики» (10.12.2021 г., г. Санкт-Петербург) (Асеева А.Р.)
На кафедре перевода и межкультурной коммуникации научная деятельность реализуется по ряду направлений. Доцентом кафедры Тюнякиным Артемом Ивановичем осуществляется руководство выпускными квалификационными и магистерскими диссертационными работами, которые реализуют разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности:
— технический перевод
Студентка бакалавриата направления подготовки Лингвистика профиль Теория и практика перевода Гукова К.П. занимается разработкой и реализацией исследования на тему «Трудности постредактирования перевода специализированных технических текстов (на материале описаний продукции ООО «Белэнергомаш – БЗЭМ»)» для ООО «Белэнергомаш – БЗЭМ») г. Белгород;
Студентка магистратуры направления подготовки Лингвистика профиль Теория, практика, методика преподавания перевода Гейгер Я.А. занимается разработкой и реализацией исследования на тему «Использование комплекса средств информационных технологий в профессиональной деятельности технического переводчика (на примере переводов описаний упаковочной продукции АО «Готэк»)» для АО «Готэк» г. Железногорск.
— создание англоязычных версий сайтов
Студентка бакалавриата направления подготовки Лингвистика профиль Теория и практика перевода Халина В.В. занимается разработкой и реализацией исследования на тему «Трудности перевода текстовой информации при создании англоязычной версии сайта Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки» для ознакомления общественности с коллекциями отечественных, в том числе региональных, и зарубежных мастеров живописи, скульптуры и графики.
Студентка магистратуры направления подготовки Лингвистика профиль Теория, практика, методика преподавания перевода Рудакова Н. А. занимается разработкой и реализацией исследования на тему «Особенности глобализации информационного наполнения туристических сайтов военно-исторической тематики»)» для популяризации достижений военно-исторического исследования, формирования уважения к военной истории России, ознакомления общественности с коллекциями музея-заповедника «Прохоровское поле».